АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ — отрасль машиностроительной промышленности, производящая автомобили, прицепы, автомобильные двигатели и запасные части для автомобилей.
В Российской империи автомобильная промышленность зародилась в конце 19 в. Пионером промышленного автомобилестроения считается московская велосипедная фабрика «Дукс» Ю. А. Меллера, где была предпринята попытка наладить выпуск русских автомобилей и даже было изготовлено несколько машин.
До 1917 г. в России в различное время автомобили выпускались следующими заводами и фабриками:
- г. Санкт-Петербург, «П. А. Фрезе и К», «Э. Л. Лидтке», «Д. Скавронский», АО «Г. А. Лесснер», «Ив. Брейтигам», Товариществом «Политехник», «П. Д. Яковлев», «К. Крюммель», «И. П. Пузырев»;
- г. Москва, АО «Луке», «Н. Э. Бромлей», «Братья Крыловы и К», «А. И. Евсеев», «П. П. Ильин», «Автомобильное Московское общество (АМО)» братьев Рябушинских;
- г. Рига, «А. Лейтнер», АО «Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ)»;
- г. Орел, машиностроительной мастерской М. М. Хрущева;
- г. Ярославль, АО «В. А. Лебедев»;
- г. Ростов-на-Дону, «Аксай»;
- г. Рыбинск, «Русский Рено»;
- г. Мытищи, «Бекас» .
Одновременно существовало большое число предприятий по производству шин, аккумуляторов, электрооборудования, автомобильных принадлежностей, одежды для водителей. Ведущим предприятием автомобилестроения был Русско-Балтийский завод.
В СССР автомобильная промышленность создана в годы довоенных пятилеток.
В 1921 г. был организован Научный автомоторный институт (НАМИ).
В 1924 г. в Москве на заводе АМО были выпущены первые полуторатонные грузовые автомобили марки АМО-Ф-15.
В январе 1932 г. был выпущен первый грузовик НАЗ-АА, а в декабре того же года - первый легковой автомобиль ГАЗ-А на Горьковском автозаводе.
В 1947 г. на Московском заводе малолитражных автомобилей начат выпуск легкового автомобиля "Москвич", а на заводе им. Лихачёва - "Победа", пущен завод по выпуску автобусов в Павлове (ныне - Нижегородская обл.).
В 1971 г. был выпущен первый легковой автомобиль ВАЗ-1101 в на Волжском автозаводе (г. Тольятти).
В 1973 г. в НАМИ, для нужд нефтегазовой отрасли был спроектирован грузовой автомобиль, грузоподъёмностью 8 т., повышенной проходимости - НАМИ-0157.
Резино-тросовые гусеницы шириной 970 мм. этой модели были разработаны и изготавливались на
Курском заводе резиново-технических изделий.
В феврале 1976 г. - сошел с конвейера первый грузовой автомобиль на Камском автозаводе (г. Набережные Челны).
В Курске на автомобильную промышленность работали:
- Курский завод резиново-технических изделий (РТИ), изготавливал, кольца различного сечения, манжеты, уплотнители защитные чехлы, колпаки, пыльники, сальники, вентиляторные ремни, рукова и пр.;
- Курский шиноремонтный завод;
-
Курский завод тракторных запасных частей, изготавливал, детали для массового производства и запасные части из серого чугуна и алюминиевых сплавов для тракторов, сельскохозяйственных машин и автомобилей;
- завод "Водпромремтехника", выпускавший специализированный грузо-пассажирский
автомобиль на базе грузового автомобиля ГАЗ-33;
- завод
"Счётмаш", производил, комбинации приборов, бортовые компьютеры, адсорберы, различные датчики для автомобилей Волжского автозавода.
- завод
"Аккумулятор", основная продукция, стартёрные, свинцово-кислотные аккумуляторы.
В настоящее время (2015) на автомобильную промышленность работают, з-д "Аккумулятор", Шиноремонтнай з-д, з-д "Счётмаш".
Ист: Антонов, И. С. Краткая история автомобилестроения. Москва. "Флинта", 2007; Н.Ф. Шитиков. "Богатырь Засеймья" . А.П. Курск 1993 г.